Моде́рн — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Стиль модерн обязан своему стремительному проникновению в как в жилые интерьеры, так и в общественные помещения, и бурному развитию таким великим архитекторам и дизайнерам как Коломан Мозер, Йозеф Гофман, Отто Вагнер, Густав Климт, Отто Вагнер, Ашби и другим.

Мебельное искусство начинает полностью подчиняться фантазии художников и дизайнеров, декоративные элементы и орнаменты в виде растительных мотивов используются не привязываясь к функционализму и конструктивным требованиям, прежде всего можно проследить в мебели стиля модерн бесповоротный отказ от стилевого груза прошлых эпох. В самом начале своего становления носил в основном декоративно - прикладной характер. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Стиль модерн известен также под другими названиями: югенстиль, новое искусство, арт нуво, современный стиль, новый стиль и либерти, в зависимости от географической привязки.

С зарождением стиля «модерн», стремившегося к единству и самостоятельности в художественном решении материальной бытовой среды, в мебели стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала. По мере эволюции «модерна» формы мебели изменялись от причудливо изогнутых, порой асимметричных, к строгим, рационально обобщённым.

В целом мебель «модерна» становится менее громоздкой (постепенно исчезают большие корпусные изделия): начинают применяться стенные шкафы и ниши. Нередко черты собственно «модерна» в мебели сочетались с национально-романтическими и неоклассицистическими тенденциями. Стиль модерн принес в дизайн интерьера новые выразительные декоративные элементы, делая на них больший упор, чем на конструктивные. В отделке большее внимание уделяется растительным мотивам, плавным текучим формам.

Особая связанность всех элементов: мебель, керамика, металл, текстиль – это тот принцип, который лег в основу стиля интерьра модерн. В мебели стиля модерн отразились все особенности региональных стилей. Лишь немногие мастера специализировались только на изготовлении мебели, остальные, верные духу ар нуво, занимались и другими видами ремесел и искусства.

Среди мебельщиков модерна больше всего было архитекторов, стремившихся контролировать все детали интерьера в построенных ими зданиях. В создаваемой ими мебели было то же напряженное соотношение между орнаментом и структурой, формой и функциональностью, что и в архитектурных сооружениях стиля модерн. Именно в мебельном стиле модерн можно увидеть элегантность неукрашенных кривых линий и в то же время чрезмерное увлечение декоративностью, резьбой, медными и латунными украшениями мебели, позолотой и слоновой костью.

В мебельном стиле модерн можно увидеть элегантность кривых линий и увлечение витиеватой декоративностью, резьбой, медными и латунными украшениями, позолотой и слоновой костью. Такая мебель может быть изготовлена только вручную, что и происходило, а следовательно такая мебель может быть только дорогой. Настоящая мебель модерн – это атрибут интерьера для элиты – настоящая элитная мебель ручной сборки. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству.

Последователи стиля Модерн стали первыми, кто попытался использовать машинный труд и достижения техники не для копирования кустарных изделий, а для создания новых форм вещей, в которых гармонично сочетается материал, форма и функция. Одной из самых важных задач был отказ от предыдущих приемов оформления, подходов к конструированию мебели. В это время наиболее остро начинает вставать вопрос о разумности комфорта, функциональности и простоте вещей, но при этом не теряя чувства уюта. Использование таких материалов как стекло, сталь и бетон, а также постоянная модернизация машинного производства также ставят перед архитекторами и дизайнерами новые задачи.

Назад