Расцвет городов-государств Древней Греции обусловил развитие культуры намного утонченной, чем в Древнем Египте. В ней утвердился дух большей индивидуальности, познавательного интереса к миру; человечество устремилось к получению научных и философских ответов на фундаментальные вопросы жизни. Минойская культура древнего Крита была лидирующей, но полнота представлений о ней ограничена материалом раскопок критских дворцов. Во дворце царя Миноса в ходе раскопок был обнаружен массивный каменный трон - свидетельство в пользу того, что европейцы использовали стулья уже 4 тысячи лет назад.

ГРЕЧЕСКИЙ ДОМ

Обычный афинский мужчина проводил крайне мало времени дома: жизнь протекала для него в гражданской деятельности на агоре, в религиозных церемониях и в гимназии. Как следствие большой нужды в мебели не было. Типичный дом состоял из двух дворов с колоннами: андронитис, или помещение для мужчин, и, гинеконитис или женская половина, которая использовалась как общая жилая комната. Эти дворы были окружены клетушками-спальнями. Самыми главными предметами обстановки были очаг, где совершались жертвоприношения богине Гестии, и алтарь Зевса. Мебель для сидения, столы и кровати делались в основном из дерева, и наши представления о них ограничены изображениями на вазах, росписями и рельефами.

ДРЕВНИЕ И ПОСТОЯННЫЕ МОДЕЛИ

Diphros okladias был прямым переложением египетского табурета с X - рамой, и с уверенностью можно сказать, что им пользовались еще в эгейскую эпоху. Гораздо более «греческим» по своему дизайну был bathros, состоявший из плоского, квадратного сиденья, опиравшегося на четыре ножки. Сходным образом греки применяли стулья в египетском стиле - задолго до того как развить klismos, дизайн которого оказался сверхдолгожителем, дожив до сегодняшнего дня.

Клисмос считался у греков женским предметом мебели; он имеет четыре изогнутые ножки, сгибающиеся под сиденьем, прежде чем уйти назад и наружу, двигаясь к полу. Фигурная спинка, которую назвали «стиле» служит показателем того, что греков интересовало удобство мебели. Очевидно, что у них также широко использовались табуреты.

Столы обычно делали о трех ногах, чтобы сохранить равновесие на неровных земляных или оштукатуренных полах греческого дома. Греческое слово «kline», корень английского слова «recline», использовалось для описания кроватей, и кушетки, на которых устраивались для трапез. Бедные делали себе спальные места на полу, а богатые сооружали ложа из дерева, бронзы или слоновой кости, покрывая их шкурами животных, шерстяной тканью или льном.

Kline ставили на ножки, приподнимая на столько, чтобы было удобно пользоваться трапезным столом. В столовой, andron, самых богатых греков могло быть несколько подобных кушеток. Некоторые сооружались из ценного привозного дерева, украшались орнаментом по типу маркетри или дорогими металлическими вставками.

Мебель в Этрурии известна только по материалам раскопок, так как текстов от этрусков не сохранилось. Иммигранты прибыли на эту землю, неся с собой знания о цветущих цивилизациях Греции, Египта, и Малой Азии. Таким путем формы со всего античного мира, вроде египетского стула с X - образной рамой и греческого kline, нашли свой путь на италийский полуостров задолго до образования Римской империи.

СЛИЯНИЕ ДВУХ КУЛЬТУР

Влияние эллинской культуры распространялось в двух направлениях - на восток в Малую Азию и на запад в Великую Грецию, на италийский полуостров. В Южной Италии эта экспансия около 280 года до н.э. привела к столкновению между Грецией и Римом. Решающая битва при Акции в 31 г. до н.э. ознаменовалась наступлением Римского мира, Pax Romana, положившего конец независимости греков от Рима. Интеграция была быстрой и плодотворной для обеих сторон, и результатом римского влияния на греческий мир был отказ от аскетизма в Пользу потребления, проникнутого большей радостью жизни.

Римский народ славился умением наслаждаться жизнью - настолько, что власти были вынуждены периодически принимать законы против самых экстравагантных течений, вроде чрезмерных кулинарных яств или моды на блестящие шелковые ткани.

Этот явственный контраст к строгости Древней Греции получил отражение в убранстве и оформлении римских домов, становившихся все более пышными благодаря ввозу предметов роскоши из Малой Азии.

РИМСКАЯ МЕБЕЛЬ

У римлян стол, как правило, был круглым, для максимальной устойчивости его обычно устанавливали на треножник. Резные завершения ножек чаще всего имитировали лапы животных, чаще всего льва - так же, как это было в Египте, а потом в Греции. Моноподиум - стол, установленный на одну опору в центре, - был поздним нововведением, появившемся под влиянием восточной мебели.

Гостеприимство являлось характерной приметой римской жизни, так что стол, на который выставлялись блюда, был крайне важным предметом обстановки. Клен и африканский цитрус принадлежали к числу особо ценимых пород, из которых делали самые лучшие столы.

Латинское слово sella обозначало стул, и его разновидностей было много. Sella curulis, или курульное кресло, - это парадный стул, дальний родственник египетского стула с X - образной рамой, хотя он не складывался и имел толстое сиденье с подушкой. Sella curulis служил чрезвычайно ярким символом власти, и изображения этих кресел можно увидеть на римских монетах. Кровати, по сравнению с Древней Грецией, стали больше и по размеру, и по богатству. Чтобы попасть на самые высокие ложа, требовались ступеньки. О богатстве владельца свидетельствовали золотые и серебряные завершения ножек, а также облицовка из драгоценных пород дерева или даже черепаховых пластин.

Стеклянное зеркало, еще одно нововведение в мебельный дизайн, римляне так никогда и не довели до плодотворного применения. Стеклянной продукции Сиддона, портового города на территории современного Ливана, не удалось стать столь же популярной, как полированным серебряным зеркалам, которые были в большом ходу в римском мире.

Назад